21 июля 2010 г.

Эксперты из НИРО считают внедрение СПО городе N^2 нецелесообразным

Эксперты из Нижегородского Института Развития Образования (НИРО) считают внедрение свободного программного обеспечения (в том числе, операционных систем GNU/Linux) в городе N^2 нецелесообразным.

Вот ссылка на новость ЛОРа:
http://www.linux.org.ru/news/opensource/5134575

Сегодня после двух часов ночи собрался было идти спать, но тут в группе "Школьный проект NNLUG" на Google.Группах обнаружил эту ссылку на ЛОР. Новость обсуждаемая -- на данный момент 20 страниц комментариев, среди которых много замечательных ироничных комментариев, и я много смеялся, пока читал их. Но на самом деле, надо сказать, новость сама по себе совсем не позитивная -- чего уж тут радоваться, когда в "Экспертном заключении..." экспертов НИРО называется только 3 достоинства перехода на СПО, и 8 (!) недостатков. Как они набрали-то столько? Впрочем, на ЛОРе в комментариях высказывалась мысль, что некоторые из "недостатков" можно было записать, как один пункт -- а не "размазывать" по нескольким пунктам.

Привожу здесь эту таблицу из "Заключения экспертов..." НИРО (орфография сохранена) со своими комментариями, выделенными курсивом:


Достоинства Недостатки
  1. бесплатная лицензия на программное обеспечение
  2. доступность
  3. бесплатное обновление продуктов
  1. сложность в инсталляции и настройки для разных моделей ПК (в том числе, разного "возраста")
    -- Windows тоже требует настройки и инсталляции, и не факт, что какой-нибудь Windows XP и тем более, седьмой, можно будет вообще запустить на старых машинах (разного возраста). А системы GNU/Linux существуют не только для новых и супер-мега-навороченных ПК, есть дистрибутивы, которые умещаются на несколько дискет и прекрасно работают с 20 мегабайтами ОЗУ (например, Tiny Core Linux). Я не утверждаю, что установить этот дистрибутив будет так же легко, как Ubuntu, но подобный дистрибутив может превратить какое-нибудь ископаемое "железо" в рабочую станцию.
  2. потребность в помощи технических специалистов, системных администраторов для корректной установки и настройки программного обеспечения (подобные специалисты есть только в незначительном количестве ОУ области)
    -- Для _грамотной_ установки и настройки Windows тоже нужен специалист. Системный администратор нужен в любом случае, если в школе есть компьютерный класс. А найти сейчас человека, могущего администрировать класс (или несколько классов) на Linux -- думаю, это на такая уж и страшная проблема, как её малюют эксперты из НИРО.
  3. проблемы с подключением периферийного оборудования (сканеры, принтеры, модемы и др.)
    -- Ну, насколько мне известно, популярные дистрибутивы GNU/Linux сейчас поддерживают кучу различных железок, за исключением разве что каких-то редких специфичных устройств. Да и в этом случае можно "оживить" такое устройство, просто для этого нужно будет немного поработать мозгами и почитать форумы в Интернете.
  4. некорректная работа ряда программ под ОС Linux (затруднена работа с мультимедийными дисками и электронными образовательными ресурсами, в частности, широко распространёнными в образовательной практике дисками "КМ-школа", "Новый и диск" и т. п.)
    -- а) конечно, ведь эти программы были написаны для Windows б) насколько критичны эти программы? Я о них вообще не слышал, возможно, это что-то полезное... не знаю. Если уж совсем не работает -- наверняка, можно как-то обойтись в образовательной практике и без них, или найти замену... в) ОС Linux не существует. Linux -- это ядро ОС.
  5. отсутствие методической поддержки для ПСПО (в частности, для учителей-предметников)
    -- Как расшифровать это ПСПО? Я могу предположить несколько вариантов, но не уверен в их правильности. Насчёт "отсутствия..." -- зря они так. Издано множество книг, в том числе, учебников по тематике СПО, в интернете этой информации вообще немерено в свободном доступе.
  6. учебники и учебные планы, рекомендованные и используемые в ОУ, не коррелируют с интерфейсом ОС Linux (особенно данная проблема актуальна для информатики)
    -- Eсли используются учебники, в которых, например, основы работы на ПК изучаются через призму Windows -- то да, они не будут кореллировать. А кто вообще обещал, что можно изучать одну ОС по учебникам другой? Возможно, учебники для школ вообще не должны быть привязаны к одной ОС.
  7. документы, созданные в MS Office (в частности, компьютерные презентации, как один из наиболее распространённых дидактических документов) в значительном числе случаев не корректно отображаются в OpenOffice, требуют пусть незначительной, но корректировки, что порождает потребность переделки имеющихся у педагогов ЭОР; поскольку язык макросов в MS Office и OpenOffice различается
    -- Помню, как я пытался открыть свой учебный план СГА в OpenOffice.org... Там все таблицы были нарисованы _линиями_ и _рамками_ -- это несколько сотен объектов на каждой странице. Этот документ хорошо так подвешивал OpenOffice. Проблема частично решалась настройкой офиса, с увеличением используемой памяти для хранения объектов. Но, я думаю, очевидно, что какие могут быть претензии к OpenOffice, если документы сделаны подобным костыльным способом? Я уже две курсовых сделал в OpenOffice, перед сдачей сохранял в формат Microsoft Office, и никаких серьёзных проблем с их последующим открытием, чтением и редактированием в MS Word не наблюдалось. Если документ изначально грамотно сделан, то и проблем быть не должно. Так что это проблема документов и их редакторов, если что не так в OpenOffice открывается. Насчёт презентаций не знаю, не проверял. Но даже если презентацию нужно переделать -- это ж не программу переписать, просто времени немного затратить, и всё. Кстати, не понимаю, как они так ловко про макросы сюда вставили -- у них в презентациях макросы, что ли?
  8. Потребность повышения квалификации всех учителей-предметников, ля работы на компьютерах с использованием свободного программного обеспечения
    -- Ну, я так скажу -- технологии совершенствуются, и не только в мире СПО. Если они хотели продолжать учить школьников тому, чему они учили их пять, десять лет назад... гм... это было бы не очень разумно и не дальновидно. К тому же, когда обучение новому стало большой проблемой для _учителей_? Учитель должен предоставлять актуальную информацию ученикам, и давать интересный материал. Иначе уроки информатики будут скучными. Как тогда они планируют заинтересовать учеников, подготовить будущих специалистов?
Возможности Угрозы
  1. организация школьного файлового сервера/шлюза
  2. создание внутришкольной ЛВС
    -- При использовании Windows так же можно локальную сеть в школе организовать. Ну и что? Это не аргумент в пользу конкретно использования СПО.
  3. возможность настройки продукта с учётом пользовательских требований
    -- Не могу не согласиться с этим утверждением. Однако этот список "возможностей" выглядит не слишком убедительно...
  1. -неготовность педагогов школ к переходу на ОС Linux может сказаться на качестве обучения учащихся
    -- В этом списке они ещё и "-" наставили перед каждым утверждением -- наверно, для пущей экспрессии. Это тот же вопрос повышения квалификации. Если педагог не может/не хочет совершенствовать свои знания и преподавательские методы, то какой же он педагог? И опять же, Linux -- это ядро, а не ОС.
  2. -отсутствие помощи и недостаток опыта ОУ в установку ПСПО может привести к проблемам в организации УВП, функционирования ИОС школы
    -- OMG! Любят эти эксперты из НИРО сокращения, как я смотрю: ПСПО, УВП, ИОС... Отсутствие помощи, говорите? Помощь есть -- во внедрении СПО в образовательный процесс школам помогают местные группы пользователей GNU/Linux (LUG). Они и устанавливают СПО, и настраивают, и объясняют. А опыт приходит со временем. Они что, думали, что в их мозг загрузят знания о Linux, как в фильме "Матрица"? Многие гуру GNU/Linux когда то тоже были неопытными линуксоидами -- так ведь научились же?
  3. -IT-специалисты не пойдут на низкую зарплату школьных системных администраторов (следовательно, некому будет обслуживать технику)
    -- А вот это уже проблемы школы, а не СПО. Как же они собирались обслуживать компьютерные классы (неважно, с какой ОС) без администраторов? Силами учеников и преподавателей? А ответственность на ком будет лежать? Кстати, при использовании СПО экономятся средства, так что, может, и на нормальную зарплату специалисту хватит.

Вот ссылка скан этого документа (pdf-документ, 2.7 мегабайт, 3 страницы):
http://www.government.nnov.ru/_data/objects/0006/5748/doc_rtf.pdf

...Да, выставление потребности повышения квалификации для учителей в роли недостатка СПО выглядит действительно странным.

Комментариев нет:

Отправить комментарий