7 июля 2010 г.

Сессия сдана, 4 курс завершён. Теперь можно заняться другими важными делами...

Помню, как мечтал о солнечных летних днях, когда снег только начал таять и мороз по ночам рисовал на стекле и поверхности первых весенних луж на дорогах узоры из льда. Думал, вот наступит лето и...

Лето наступило. Дома -- духота, на улице -- жара. Ветер несёт по небу редкие серые облака, но вряд ли они принесут дождь... и в этот раз. Июль обещает быть столь же жарким, как и июнь.

Завершён 4 курс, сессия сдана -- первый раз за весь период обучения я смог завершить учёбу без долгов, в срок, и это здорово. Теперь можно заняться другими важными делами -- дочитать наконец-то несколько книг, заняться переводом и улучшением статей в Википедии (кстати, вот мой аккаунт) и устроиться на работу куда-нибудь...

А пока не устроился на постоянную работу, я занят тем, что внедряю Linux в НФ СГА. Мне за это ничего не обещают, а я ничего и не прошу. Мне это просто интересно и я считаю это отличной практикой.

В процессе установки Ubuntu Server было выяснено, что загрузчик GRUB невозможно установить на аппаратный RAID-0, поэтому для ОС был выделен дополнительный жёсткий диск. Правда, с первого раза установить всё по-нормальному не получилось -- загрузчик установился на тот самый RAID-0, на который он в принципе установиться не мог. Впрочем, и ладно бы так -- но загрузчик не видел систему. Тогда я просто отключил на время установки все диски кроме того, на котором должна была находиться ОС и переустановил систему. Всё заработало, RAID был снова подключен и примонтирован к файловой системе.

С LVM пока не было проблем, хотя и предоставляемые им преимущества так же пока активно не используются. Нужно будет посмотреть на работу сервера под полной нагрузкой, на использование разделов и ветвей файловой системы, и уже после этого можно будет попробовать перераспределить место между разделами LVM.

Изначально Ubuntu Server не был снабжён графической оболочкой (и это правильно, ведь для большинства серверов графическое окружение излишне). Но, так как этот сервер нужен был в НФ СГА не только как сервер, но и чтобы изучить возможности Linux и просто посмотреть, как это всё выглядит, я установил Иксы (X11) и... превратил Ubuntu Server в Kubuntu Server, так как я считаю окружение KDE более удобным и продуманным, чем Gnome (хотя и в Гноме работать довелось -- Ubuntu была первой линуксовой ОС, которую я установил). Правда, чтоб установить KDE, пришлось скачивать более 400 мегабайт обновлений, программ и библиотек -- что примерно в 2 раза больше, чем если бы я решил установить штатный Gnome. Но для этого сервера -- к счастью -- обеспечили практически безлимитный доступ в Интернет, поэтому единственно что стало проблемой, так это время скачивания и установки.

На сервере подняты две виртуальные машины VirtualBox, на которых установлен Windows Server 2003. На каждую виртуальную машину установлена серверная часть университетских обучающих программ (доступ к которым возможен из компьютерных классов). Вот такая сложная схема. В дальнейшем количество виртуальных машин будет увеличено до 4.

Интересной проблемой было клонирование виртуальных жёстких дисков. Оказывается, эту операцию почему-то невозможно произвести из графической оболочки (по крайней мере, я так и не нашёл заветной кнопки), но не составляет особой сложности выполнить через консоль с помощью утилиты vboxmanage.

# sudo vboxmanage clonehd путь_к_диску путь_для_сохранения_клона

По-умолчанию, клон виртуального жёсткого диска создаётся как диск динамического размера (даже если оригинальный диск был фиксированного размера), максимальный размер которого равен размеру оригинального диска. Чтобы создать клон виртуального диска фиксированного размера, необходимо выполнить следующую команду:

# sudo vboxmanage clonehd --variant fixed путь_к_диску путь_для_сохранения_клона


В целом, я смог решить большинство поставленных задач. Если эксперимент с использованием Ubuntu Server в НФ СГА будет успешным, то есть вероятность того, что в университете появятся и другие решения на основе Linux.

Комментариев нет:

Отправить комментарий