23 июля 2010 г.

Тоннами слушаю пост-рок

Тоннами слушаю пост-рок (англ. post-rock). Влюбился в эту музыку. Инструментальная, являющая собой сплав из эмбиента, электроники и, собственно, рока. Иногда включающая вокальную составляющую, зачастую -- просто как дополнительный "инструмент", обогащающий композицию. Если есть тексты, то они, в основном, ориентированы на звучание и написаны специально для голоса исполнителя (в многих случаях, им самим же), позволяя раскрыть все возможности этого "музыкального инструмента". Здесь уместно вспомнить Тома Йорка, солиста группы Radiohead -- он часто использует свой голос, как дополнительный музыкальный инструмент (композиции "Videotape", "Harrowdown Hill", "Nude" и многие другие). Из свежих примеров -- группа Audiotransparent. Они играют медленный рок, slowrock -- раньше я и не подозревал о существовании этого стиля. Однако, их можно вполне отнести и к исполнителям пост-рока, поэтому не могу здесь не упомянуть о потрясающей способности вокалиста этой группы превращять тексты (очень неплохие, надо сказать) с помощью голоса в основной "музыкальный инструмент", вокруг котрого строится композиция. Кстати, меня, как поэта, заинтересовала конструкция некоторых песен этой группы -- таких, как "September Waltz", "Vague Millimeter", "Last Years Resolutions" и др.

Как и у многих других стилей, границы стиля "пост-рок" довольно условны. Даже в пределах отдельных альбомов можно услышать эмбиент-записи вперемешку с сломанными, жёсткими ритмами и холодными, "металлическими" гитарными партиями. Очень популярны достаточно длинные композиции, иногда более 10 минут (The American Dollar - "Starscapes"), с переходами (порой, очень резкими) от спокойного звучания к агрессивным гитарным партиям. (God Is An Astronaut, Codes In The Clouds, Mono etc). Интересно звучат композиции If These Trees Could Talk - "Smoke Stacks", God Is An Astronaut - "Echoes" -- на мой взгляд, они очень похожи. Здесь стоит обратить внимание на "развязку" в конце -- очень интересный приём, который часто используется в стиле пост-рок, однако в этих двух композициях он особенно хорошо звучит.

Про гитары стоит сказать отдельно -- многие группы, исполняющие пост-рок, включают в себя двух и более гитаристов, и звучание гитар накладывается, образуя причудливую картину. В стиле преобладают гитары, и некоторых исполнителей вполне можно отнести к стилю "инструментальный рок" -- такой является, например, группа Chemtrail. Хотя различие между инструментальным роком и пост-роком довольно условно. Такое чувство, что инструментальный рок -- это альтернативный рок, из которого убрана вокальная составляющая. Повествование ведётся с помощью гитар -- надо сказать, довольно удачно передавая слушателю то, что хотел выразить исполнитель (Chemtrail - "Like It Or Not", "35 000 Feet"). Звучание группы Chemtrail вполне соответствует названию. Chemtrail -- это след выхлопа самолётного двигателя, химический след за самолётом в небе. Подобные следы порой красиво расчерчивают небо, на закате приобретая пастельные цвета. В звучании группы Chemtrail действительно, образно выражаясь, много воздуха.

Не последнюю роль в стиле "пост-рок" играет синтезатор. Так же может использоваться скрипка, пианино и другие инструменты.

Вообще, кроме "нормальных" инструментов, композицию иногда дополняют звуки природы -- пение птиц, шум ветра и т. п. -- что характерно для эмбиента (Hammock, Epic45). Однако гораздо более часто исполнителями пост-рока, конечно же, используются индустриальные шумы (например, If These Trees Could Talk) -- чтобы понять, что это за "материал", достаточно прислушаться к шуму какого-нибудь завода, порта или что-то в этом роде. Вместо классических ударных могут использоваться драм-машины (особенно, если у группы нет барабанщика), так же популярны словно "вырванные" из окружения шумы, формирующие причудливый ритм.

Мне нравится мелодичность звучания некоторых групп, таких, как The American Dollar. Многие из композиций этой группы можно охарактеризовать, как оптимистичные -- в отличии от затягивающих, тяжёлых, иногда даже "безвыходных" композиций группы God Is An Astronaut. Хотя последний альбом The American Dollar, "Atlas", наполнен совсем другой атмосферой, нежели предыдущие. Этот альбом похож на пасмурное утро с нависшими над рекой облаками, бросающими тень на берег и отражающимися в холодной воде, и молчаливо застывшими на фоне туч силуэтами заводских труб и портовых кранов (см. например фото 000-0248). Не скажу, что этот альбом хуже или лучше предыдущих -- просто он другой, возможно, более зрелый и наполненный какой-то тоской, но вместе с тем, отвергающий отчаяние. Просто он даёт повод задуматься... и идти дальше.

Пост-рок не избежал участи многих других стилей, и изобилует ничем не примечательными группами, повторениями находок одних исполнителей другими, что негативно сказывается на развитии стиля, но создаёт "критическую массу" исполнителей. Таким образом, не только возникают новые группы, отдающие предпочтение данному стилю, но и сам стиль "пост-рок" проникает в другие стили, дополняя их и делая границы между стилями ещё более нечёткими.

Ещё одно не очевидное преимущество пост-рока: его можно слушать через старые дребезжащие наушники-вкладыши -- это либо придаст композиции дополнительную окраску, либо будет просто незаметно. К сожалению, это проходит не со всеми композициями, некоторые заметно усиливают дребезжание износившейся мембраны динамика, и мозг отказывается воспринимать подобный "микс" как должное. Поэтому я подумываю о покупке новых наушников для плеера.

Комментариев нет:

Отправить комментарий