4 марта 2010 г.

Когда я работал в Современной гуманитарной академии (СГА), то мне часто приходилось обрабатывать большое количество файлов

01. Когда я работал в Современной гуманитарной академии (СГА), то мне часто приходилось обрабатывать большое количество файлов - открывать, изменять, копировать, перемещать и т. п. Опытным путём было установлено, что для этой цели прекрасно подходит файловый менеджер FAR Manager. К использованию этой программы я пришёл не сразу, были перепробованы файловые менеджеры с графическим интерфейсом, но именно Far оказался самым удобным инструментом для работы. Не будет большим преувеличением сказать, что этот файловый менеджер, интерфейс которого полностью основан на псевдографике, является великолепным инструментом для работы в системах Windows 2000/XP, и я до сих пор использую его на ноутбуке, когда приходится работать в Windows.

Но времена меняются, и я уже около года использую дома для работы одну из систем GNU/Linux, под названием Ubuntu. Многое из того, что было хорошо в Windows, оказалось здесь неэффективным. Для решения многих задач наиболее удобным инструментом стала консоль. Её возможности позволяют производить поиск в файлах/каталогах и одновременно обрабатывать полученные результаты, перекодировать музыкальные файлы, создавать образы дисков и записывать их, компилировать код программ, написанных на разных языках программирования, менять кодировку текстовых файлов, оптимизировать/сжимать png-изображения, создавать и распаковывать архивы, скачивать файлы из интернета, просматривать документацию и многое, многое другое. Интересно то, что возможности консоли можно расширять и далее путём установки новых консольных программ - так, некоторые из вышеперечисленных команд уже доступны после установки дистрибутива, а другие являются просто дополнительными программами, которые установлены из репозитория.

И всё-таки, несмотря на все возможности консоли и, в целом, неплохой файловый менеджер Nautilus, мне не хватало универсального инструмента, наподобие Far. Я знаю, что существуют "продвинутые" файловые менеджеры для использования в системах GNU/Linux - Dolphin, Midnight Commander и другие - но мне хотелось не копировать приёмы работы в системах Windows, а научиться использовать новые возможности, которые стали теперь доступны. Возможно, файловые менеджеры оправдывают себя и в GNU/Linux, но дома мне уже не нужно работать на ПК с таким чудовищным количеством файлов, как тогда, когда работал в СГА. Возможно так же, что и в этом случае можно было прекрасно обойтись и без файлового менеджера - но СГА полностью зависимо от Microsoft и их ОС Windows, все обучающие/рабочие программы в этом университете сделаны под эту ОС... (см. п. 02) Это одна из причин, по которой я ещё сохранил Windows на ноутбуке.
Итак, в поисках решения я прочитал о различных файловых менеджерах для GNU/Linux и других программах - и обнаружил, что существуют как минимум два инструмента, которые могут мне помочь решать каждодневные задачи на ПК. Ими оказались Vim и Emacs. Выбор был не простой, но в конечном счёте я выбрал для изучения именно Emacs. Говорят, что Emacs - это операционная система, в которой до сих пор нет "нормального" текстового редактора (шутка, прочитанная где-то). Отчасти, это правда. Этот многофункциональный текстовый редактор умеет практически всё и даже больше. Ну а насчёт его возможностей работы с текстом скажу так - мне, работавшему до этого в "стандартных" текстовых редакторах, действительно было непросто привыкнуть к его "особенностям". Но, стоило только освоить азы работы с текстом в Emacs, то оказалось, что эти "особенности" значительно упрощают работу. Впрочем, этот пост и так получился слишком длинным (кстати, я и его набирал в Emacs). Так что, быть может, расскажу ещё что-нибудь на эту тему в одном из следующих постов. Кстати, вот ссылка на обещанную "заметку", переросшую в статью о создании таблиц в обычных текстовых файлах с помощью Emacs:
http://poptsov-artyom.narod.ru/articles/emacs/emacs-tables-1.html

02. Не слишком ли рисковано зависеть такому крупному образовательному учрежению, как СГА (филиалы этого университата есть во многих городах России) от корпорации Microsoft - т. е. от закрытых форматов, проприетарного программного обеспечения, операционной системы Windows? СГА сотрудничает с Microsoft и корпорация предоставляет университету ПО, а так же позволяет проводить курсы Microsoft, на которых изучается пакет программ Microsoft Office и ОС Windows. Как я уже говорил, всё основное ПО, которое используется для нормального функционирования СГА, написано для Windows и/или поставляется Microsoft. Но если в один прекрасный день Microsoft ограничит доступ или даже перестанет поставлять ПО университету (нельзя ведь исключать такой возможности, верно?), то университет уже не сможет продолжать свою деятельность. Сомневаюсь, что здесь поможет Wine...

Комментариев нет:

Отправить комментарий