21 мая 2010 г.

Размышления о "семантическом рабочем столе"

Недавно у меня были неполадки с компьютером (см. предыдущий пост) - при загрузке отказала одна из планок ОЗУ. Оперативная память оказалась заполнена на ~80-90%, ещё столько же сброшено в swap. В связи с активным swapping'ом нагрузка на процессор - ~100%. Таким образом стало ясно, что мне недостаточно 512Мб для обычной работы за компьютером. Недостаточно, чтобы держать запущенными все приложения и сервисы, которые запущены обычно.

Простой запуск системного монитора выявил приложения, которые занимают больше всего памяти в ОЗУ. Ими оказались броузер Firefox с более чем 10 открытыми вкладками (>100Мб), музыкальный проигрыватель Amarok (>50Мб), и сервис Nepomuk, обеспечивающий так называемый "семантический рабочий стол" (>250Мб).

Выключил сервис Nepomuk, после этого стало возможным нормально работать. Впоследствии оказалось (опять же, см. предыдущий пост), что обе планки ОЗУ работают, по крайней мере, пока - уже несколько раз перезагружал компьютер, ещё ни одна не отказала. И можно снова включить сервис Nepomuk...

Однако резкое уменьшение оперативной памяти оказалось отличным поводом задуматься над тем, а нужен ли мне этот сервис? Nepomuk отхватывает под себя более 200 мегабайт в оперативной памяти, и его база данных разраслась уже до более чем 600 мегабайт. Он индексирует файлы, я проставляю "теги" для файлов и папок... Вроде бы, всё нормально. Но за то время, пока работаю в интегрированной среде KDE - часто ли я пользовался "интеллектуальным" поиском, основанным на содержимом файлов, моих тегах и рейтингах?.. Я и так знаю, что и где у меня лежит на жёстких дисках - по крайней мере, те данные, к которым я часто обращаюсь.

Проблемы с поиском нужной информации, в первую очередь, связаны с тем, что эта информация плохо организована. Несомненно, количество информации так же влияет на время и успешность поиска - чем больше информации, тем сложнее её организовать, и "выловить" из неё то, что нужно в данный момент. Ярким примером может служить всё более разрастающийся Интернет. Но, если взять в привычку "по-умолчанию" раскладывать всё на своё место, то увеличение количества информации не будет так сильно сказываться на успешности её поиска.

Ну, и что же я жду от "семантического рабочего стола"? Отвечаю: во-первых, это практическая польза. Это помощь в организации данных, накопленных за всё время. Автоматическое архивирование и/или сжатие (с согласия пользователя, т. е. меня) редко используемых документов. Гибкая система настроек, возможность программировать поведение системы при определённых событиях. Работа сервиса не только в пределах пользовательских данных, но и тесная интеграция с системой, слежение за системными файлами и данными, взаимодействие с системами управления пакетами и исходными кодами ПО, подобными системе портежей в ОС Gentoo и т. д.

Хотя необходимо заметить, что "семантические" технологии находятся в начальной стадии развития, и, возможно, я просто сейчас слишком многого жду от них. Ну что же, попробую сделать Nepomuk полезным для себя.

Комментариев нет:

Отправить комментарий