5 марта 2011 г.

Размышления о музыке

Март принёс с собой что-то успокаивающее - как будто в размокших дорогах, в хмуром небе и поникших сугробах есть некая простая, и от этого малозаметная, красота... А ведь и правда есть!

Последнее время много думаю о музыке. Ну ладно, не так много - но больше, чем обычно. Отчасти причиной этому послужили несколько разговоров со знакомыми мне людьми. Отчасти то, что я перечитал роман Б. Вадецкого, "Глинка".

Мне говорили, что я слушаю много грустной, серьёзной музыки. Даже более того - "занудной". Это не совсем так. Я слушаю разную музыку, и ценю талантливых исполнителей. Музыка же может быть грустной, но многое зависит от того, что в душе у человека твориться - одна и та же музыка воспринимается по-разному. И грусть бывает светлая, как осеннее утро, как блеск листьев после дождя под небом, ещё подёрнутом тучами. Так ли это плохо? И где в реальном мире та чёткая грань между "весёлым" и "грустным"? Всегда есть неисчислимое количество оттенков. И печаль так же может быть возвышающей.

Напротив, некоторые песни, которые довелось слышать и которые считаются "весёлыми", нагоняют тоску. Жизнерадостная музыка - это хорошо, но не глупая весёлость и пустота.

У меня есть привычка вслушиваться в тексты песен - а поскольку я слушаю много иностранной музыки, то и переводить их. Хочу знать, о чём поют. Помнится, меня спрашивали - не поэтому ли я люблю инструментальную музыку, без текстов? Не потому ли, что здесь не нужно ничего переводить? На мой взгляд, инструментальная музыка не лучше и не хуже песен. Это просто разные подходы. Но порой инструментальная музыка может сказать без слов больше, чем многие песни.

Можно ли через музыку выразить образ? Да, без сомнения. И не простым подражанием или, более того, точным копированием. Художник может передать видимую красоту. Великий же художник передаёт не только то, что видят многие, а может передать скрытую красоту в простых вещах. И музыка в этом плане не сильно отличается, несмотря на другие инструменты выражения - "кисти" и "краски" музыканта. Сравнение этих двух искусств - художественного и музыкального - не случайно. Музыка может нарисовать образ не хуже картины. А художник, при соответствующем таланте, может написать картину - посмотрев на которую, мы явственно услышим шум прибоя, шелест листьев - и прочие, казалось бы, не принадлежащие художественному искусству вещи.

Я не претендую на полноту и точность сказанного выше, это лишь попытка обобщить размышления за последние несколько дней.

Комментариев нет:

Отправить комментарий